17.08.2021
119973
Семь основных этапов создания продукта — от осознания потребности до непрерывного улучшения.
Обычно выделяют семь основных этапов создания продукта:
1. Осознание потребности
2. Генерация идей
3. Проверка гипотез
4. Дизайн и прототипирование
5. Создание MVP
6. Выход на рынок
7. Непрерывное улучшение
Вот из чего состоит каждый этап, какова его цель и результаты.
Цель: зачем пользователям продукт и готовы ли они его купить?
Например, чтобы пользователь захотел скачать приложение, которое помогает сделать дизайн-проект квартиры без помощи дизайнера, у него должна быть такая потребность.
Чтобы осознать потребность в продукте, ответьте на эти четыре вопроса:
1. Понимают ли пользователи, что у них есть проблема, которую решает наш продукт?
2. Если мы предложим решение проблемы, пользователи его купят?
3. Готовы ли пользователи купить решение именно у нас?
4. Можем ли мы сделать продукт, который решает проблему пользователей?
Зачастую заказчики и разработчики пропускают первый вопрос, хотя он самый важный. Поэтому рекомендую обязательно обсудить его с командой. От этого будет зависеть успех продукта.
Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX
— миссия;
— краткая концепция (Product Vision);
— дорожная карта продукта (Product Roadmap).
Цель: как должен выглядеть продукт?
После того, как вы поняли, что будете делать продукт, начинается переход мыслей к действиям. Генерация идея помогает понять, как должен выглядеть продукт, чтобы он решал проблему пользователей и они хотели его купить.
На этом этапе собирают общие идеи насчет того, как будет выглядеть приложение, для каких платформ его делать, какие функции в нем будут, какая модель монетизации и прочее. Собрать идеи помогают мозговые штормы, ментальные карты, общение с потенциальными пользователями.
Если во время генерации идей вы поняли, что практика расходится с теорией, не пугайтесь: это нормально. Просто внесите изменения в концепцию и дорожную карту продукта, чтобы зафиксировать изменения.
— список идей по приоритетам;
— корректировка краткой концепции;
— корректировка дорожной карты продукта.
Цель: проверить идеи с помощью продуктовых гипотез и понять, как именно будет выглядеть продукт. На этом этапе формулируют гипотезы на основе отобранных идей. Гипотеза должна быть такой, чтобы ее можно было легко и быстро проверить. Например, «лучшая модель монетизации в нашем музыкальном приложении — оплата за песню». Еще вариант: «Наша целевая аудитория — молодые люди из крупных городов, которые любят музыку и не желают денег на покупку брендовых вещей».
Проверить гипотезу без больших затрат помогает тестирование по модели Customer Development. Например, вы составляете опросник, ищете тех, кто попадает под вашу целевую аудиторию, и просите их ответить на вопросы. Эти ответы будут гораздо более объективны, чем те предположения, которые есть в вашей голове.
Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX
На основе гипотез, которые подтвердились, составляется техническое — главный документ, по которому строится работа над продуктом. Другими словами, техническое задание — своеобразный шаблон того, что вы хотите получить в результате от дизайнеров, разработчиков, тестировщиков и других специалистов.
— список гипотез по приоритетам;
техническое задание (Product Requirements Document).
Цель: получить рабочий прототип и список отличительных особенностей будущего продукта и понять, как именно он будет выглядеть.
Проверив гипотезы, можно начинать работать над продуктом с дизайнерами и разработчиками. На этом этапе целиком формируется продукт.
На практике бывает, что делать прототип приложения нет времени или ресурсов. Однако мы не рекомендуем пропускать этот этап: команда должна попробовать будущее приложение, чтобы понять, как оно вообще работает, что вы упустили и что надо доработать. Если нет программистов, можно быстро собрать прототип с дизайнерами в InVision.
— дизайн-макеты;
— прототип;
— бэклог фич продукта (Product Backlog);
— пользовательские сценарии (User Flow Chart);
— карта путешествий пользователя (User Journey Map).
Цель: сделать минимальную версию продукта для пользователей, оставив все нужное и убрав все лишнее.
MVP — первая и сырая версия продукта, за которую может быть стыдно, но которая уже выполняет ключевые функции. Допустим, делаете приложение для записи к врачу и телемедицины. Скачав MVP, у пользователей должна быть возможность просматривать базу проверенных врачей, записываться к нужному специалисту на удобное время и проходить онлайн-консультации по видеосвязи.
Чтобы сделать MVP, фичи и элементы дизайна расставляют по приоритетам. Это помогает определиться с минимальным набором функций и интерфейсом.
Запуская MVP, надо понимать, как его оценивать. Для этого составляют перечень основных метрик продукта, например стоимость привлечения нового клиента, цена за установку, коэффициент конверсии и так далее. Эти метрики показывают, окупит ли продукт затраты на привлечение пользователей. То есть то, работает выбранная финансовая модель или нет.
Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX
— продуктовый бэклог по приоритетам;
— готовый к запуску MVP;
— перечень основных метрик продукта.
Цель: показать продукт пользователям и получить от них обратную связь.
Как только приложение вышло на рынок, пользователи начинают его скачивать и тестировать. После этого у них появляются вопросы, замечания, новые идеи. Все это — основа для улучшения продукта в будущем. Поэтому основная задача на этом этапе — организовать простой и понятный фидбек.
Список багов — то, что вы не учли и не увидели в ходе работы над продуктом.
—- отзывы пользователей;
— список багов;
— список новых идей и улучшений.
Цель: постоянно дорабатывать продукт, чтобы он становился лучше и решал возникающие проблемы пользователей.
После того, как вы сделали и запустили продукт, надо измерить результат, понять, что пошло не так и как это исправить. Для этого заново проходят все этапы создания продукта за исключением первого (если идея полностью не провалилась).
Дорабатывать и улучшать продукт можно бесконечно.
— доработка ключевых документов: миссии, дорожной карты продукта, списков идей и гипотез, пользовательских сценариев и прочих.
Этап | Цель | Что в результате |
1. Осознание потребности | Зачем пользователям продукт и готовы ли они его купить? | — Миссия — Краткая концепция — Дорожная карта продукта |
2. Генерация идей | Как должен выглядеть продукт? | — Список идей по приоритетам — Корректировка краткой концепции — Корректировка дорожной карты продукта |
3. Проверка гипотез | Проверить идеи с помощью продуктовых гипотез и понять, как именно будет выглядеть продукт | — Список гипотез по приоритетам — Техническое задание |
4. Дизайн и прототипирование | Получить рабочий прототип и список отличительных особенностей будущего продукта и понять, как именно он будет выглядеть | — Дизайн-макеты — Прототип — Бэклог фич продукта — Пользовательские сценарии — Карта путешествий пользователя |
5. Создание MVP | Сделать минимальную версию продукта для пользователей, оставив все нужное и убрав все лишнее | — Продуктовый бэклог по приоритетам — Готовый к запуску MVP — Перечень основных метрик продукта |
6. Выход на рынок | Показать продукт пользователям и получить от них обратную связь | — Отзывы пользователей — Список багов — Список новых идей и улучшений |
7. Непрерывное улучшение | Постоянно дорабатывать продукт, чтобы он становился лучше и решал возникающие проблемы пользователей | — Доработка ключевых документов: миссии, дорожной карты продукта, списков идей и гипотез, пользовательских сценариев и т.д. |
Мы написали книгу про продуктовый подход. Она предназначена для заказчиков, но будет полезна всем, кто только задумывается о создании своего продукта, ищет разработчиков или уже начал делать приложение. В блоге мы публикуем отдельные главы новой книги. А скоро книгу можно будет бесплатно скачать на нашем сайте.
Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX
Почитайте другие главы из книги:
Что такое продуктовый подход и чем он отличается от проектного
Как составить продуктовую стратегию: чек-лист
Подпишись на рассылку
11.11.2016
3848
Исследование специфики Swift и изучение того, как использовать этот язык программирования по максимуму, поможет превратить разрабатывающийся проект в историю...
04.08.2020
121747
Что нужно знать тому, кто решил сделать приложение