17.08.2021
121217
Семь основных этапов создания продукта — от осознания потребности до непрерывного улучшения.
Обычно выделяют семь основных этапов создания продукта:
1. Осознание потребности
2. Генерация идей
3. Проверка гипотез
4. Дизайн и прототипирование
5. Создание MVP
6. Выход на рынок
7. Непрерывное улучшение
Вот из чего состоит каждый этап, какова его цель и результаты.
Цель: зачем пользователям продукт и готовы ли они его купить?
Например, чтобы пользователь захотел скачать приложение, которое помогает сделать дизайн-проект квартиры без помощи дизайнера, у него должна быть такая потребность.
Чтобы осознать потребность в продукте, ответьте на эти четыре вопроса:
1. Понимают ли пользователи, что у них есть проблема, которую решает наш продукт?
2. Если мы предложим решение проблемы, пользователи его купят?
3. Готовы ли пользователи купить решение именно у нас?
4. Можем ли мы сделать продукт, который решает проблему пользователей?
Зачастую заказчики и разработчики пропускают первый вопрос, хотя он самый важный. Поэтому рекомендую обязательно обсудить его с командой. От этого будет зависеть успех продукта.
Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX
— миссия;
— краткая концепция (Product Vision);
— дорожная карта продукта (Product Roadmap).
Цель: как должен выглядеть продукт?
После того, как вы поняли, что будете делать продукт, начинается переход мыслей к действиям. Генерация идея помогает понять, как должен выглядеть продукт, чтобы он решал проблему пользователей и они хотели его купить.
На этом этапе собирают общие идеи насчет того, как будет выглядеть приложение, для каких платформ его делать, какие функции в нем будут, какая модель монетизации и прочее. Собрать идеи помогают мозговые штормы, ментальные карты, общение с потенциальными пользователями.
Если во время генерации идей вы поняли, что практика расходится с теорией, не пугайтесь: это нормально. Просто внесите изменения в концепцию и дорожную карту продукта, чтобы зафиксировать изменения.
— список идей по приоритетам;
— корректировка краткой концепции;
— корректировка дорожной карты продукта.
Цель: проверить идеи с помощью продуктовых гипотез и понять, как именно будет выглядеть продукт. На этом этапе формулируют гипотезы на основе отобранных идей. Гипотеза должна быть такой, чтобы ее можно было легко и быстро проверить. Например, «лучшая модель монетизации в нашем музыкальном приложении — оплата за песню». Еще вариант: «Наша целевая аудитория — молодые люди из крупных городов, которые любят музыку и не желают денег на покупку брендовых вещей».
Проверить гипотезу без больших затрат помогает тестирование по модели Customer Development. Например, вы составляете опросник, ищете тех, кто попадает под вашу целевую аудиторию, и просите их ответить на вопросы. Эти ответы будут гораздо более объективны, чем те предположения, которые есть в вашей голове.
Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX
На основе гипотез, которые подтвердились, составляется техническое — главный документ, по которому строится работа над продуктом. Другими словами, техническое задание — своеобразный шаблон того, что вы хотите получить в результате от дизайнеров, разработчиков, тестировщиков и других специалистов.
— список гипотез по приоритетам;
техническое задание (Product Requirements Document).
Цель: получить рабочий прототип и список отличительных особенностей будущего продукта и понять, как именно он будет выглядеть.
Проверив гипотезы, можно начинать работать над продуктом с дизайнерами и разработчиками. На этом этапе целиком формируется продукт.
На практике бывает, что делать прототип приложения нет времени или ресурсов. Однако мы не рекомендуем пропускать этот этап: команда должна попробовать будущее приложение, чтобы понять, как оно вообще работает, что вы упустили и что надо доработать. Если нет программистов, можно быстро собрать прототип с дизайнерами в InVision.
— дизайн-макеты;
— прототип;
— бэклог фич продукта (Product Backlog);
— пользовательские сценарии (User Flow Chart);
— карта путешествий пользователя (User Journey Map).
Цель: сделать минимальную версию продукта для пользователей, оставив все нужное и убрав все лишнее.
MVP — первая и сырая версия продукта, за которую может быть стыдно, но которая уже выполняет ключевые функции. Допустим, делаете приложение для записи к врачу и телемедицины. Скачав MVP, у пользователей должна быть возможность просматривать базу проверенных врачей, записываться к нужному специалисту на удобное время и проходить онлайн-консультации по видеосвязи.
Чтобы сделать MVP, фичи и элементы дизайна расставляют по приоритетам. Это помогает определиться с минимальным набором функций и интерфейсом.
Запуская MVP, надо понимать, как его оценивать. Для этого составляют перечень основных метрик продукта, например стоимость привлечения нового клиента, цена за установку, коэффициент конверсии и так далее. Эти метрики показывают, окупит ли продукт затраты на привлечение пользователей. То есть то, работает выбранная финансовая модель или нет.
Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX
— продуктовый бэклог по приоритетам;
— готовый к запуску MVP;
— перечень основных метрик продукта.
Цель: показать продукт пользователям и получить от них обратную связь.
Как только приложение вышло на рынок, пользователи начинают его скачивать и тестировать. После этого у них появляются вопросы, замечания, новые идеи. Все это — основа для улучшения продукта в будущем. Поэтому основная задача на этом этапе — организовать простой и понятный фидбек.
Список багов — то, что вы не учли и не увидели в ходе работы над продуктом.
—- отзывы пользователей;
— список багов;
— список новых идей и улучшений.
Цель: постоянно дорабатывать продукт, чтобы он становился лучше и решал возникающие проблемы пользователей.
После того, как вы сделали и запустили продукт, надо измерить результат, понять, что пошло не так и как это исправить. Для этого заново проходят все этапы создания продукта за исключением первого (если идея полностью не провалилась).
Дорабатывать и улучшать продукт можно бесконечно.
— доработка ключевых документов: миссии, дорожной карты продукта, списков идей и гипотез, пользовательских сценариев и прочих.
Этап | Цель | Что в результате |
1. Осознание потребности | Зачем пользователям продукт и готовы ли они его купить? | — Миссия — Краткая концепция — Дорожная карта продукта |
2. Генерация идей | Как должен выглядеть продукт? | — Список идей по приоритетам — Корректировка краткой концепции — Корректировка дорожной карты продукта |
3. Проверка гипотез | Проверить идеи с помощью продуктовых гипотез и понять, как именно будет выглядеть продукт | — Список гипотез по приоритетам — Техническое задание |
4. Дизайн и прототипирование | Получить рабочий прототип и список отличительных особенностей будущего продукта и понять, как именно он будет выглядеть | — Дизайн-макеты — Прототип — Бэклог фич продукта — Пользовательские сценарии — Карта путешествий пользователя |
5. Создание MVP | Сделать минимальную версию продукта для пользователей, оставив все нужное и убрав все лишнее | — Продуктовый бэклог по приоритетам — Готовый к запуску MVP — Перечень основных метрик продукта |
6. Выход на рынок | Показать продукт пользователям и получить от них обратную связь | — Отзывы пользователей — Список багов — Список новых идей и улучшений |
7. Непрерывное улучшение | Постоянно дорабатывать продукт, чтобы он становился лучше и решал возникающие проблемы пользователей | — Доработка ключевых документов: миссии, дорожной карты продукта, списков идей и гипотез, пользовательских сценариев и т.д. |
Мы написали книгу про продуктовый подход. Она предназначена для заказчиков, но будет полезна всем, кто только задумывается о создании своего продукта, ищет разработчиков или уже начал делать приложение. В блоге мы публикуем отдельные главы новой книги. А скоро книгу можно будет бесплатно скачать на нашем сайте.
Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX
Почитайте другие главы из книги:
Что такое продуктовый подход и чем он отличается от проектного
Как составить продуктовую стратегию: чек-лист
Подпишись на рассылку
04.09.2014
3508
Когда мы делали свои первые сайты, обязательной частью договора на разработку было техническое задание. Подробные многостраничные технические заданиям на...
26.12.2016
14391
Как всем известно, механизм pull-to-refresh (или swipe-to-refresh) позволяет обновить список данных касанием экрана. Такой популярный жест впервые появился в...